АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ И АКУШЕРСТВА
«Ни одна функция не играет такой выдающейся роли в жизни женщины, как рождение ребенка, момент, когда она становится матерью. Лишь давши жизнь новому существу, женщина исполняет назначение, которое указано ей природой». Г. Плосс (1900)
Акушерство - грань искусства и науки, отрасль человеческой деятельности, направленная на оптимизацию основной биологической функции - воспроизведение себе подобных. С академической точки зрения акушерство - это отрасль клинической медицины, изучающая физиологические и патологические процессы, происходящие в организме женщины в связи с зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом. Акушерство является частью гинекологии и относится к области гинекологии, предметом которой является помощь во время беременности, родов и послеродового периода.
Трактовка термина «акушерство» неоднозначна. Французское слово «cousher» означает «лежать на спине» (в русском языке есть слово «кушетка» - не что иное как лежанка), в широком смысле - «оказывать помощь при родах». В англоязычных странах термин «obstetrics» восходит к латинскому слову «obstare» - стоять рядом. В целом терминологию нельзя признать удачной, ибо в ней отражены лишь положения (лежать, стоять) роженицы и помогающего ей. На самом деле задача помощника в реализации естественного процесса удачно сконцентрирована в русском термине «родовспоможение», ибо основная функция помогающего - быть рядом и в нужный момент прийти на помощь.
Вечный спор о философском вопросе мироздания «Что было раньше - яйцо или курица?» акушеров принципиально не должен интересовать: по сути, и в том, и в другом случае что-то из чего-то рождается. Форма же этого процесса предсказана в первой книге Библии: «Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей...» (Бытие 3:16). Многие века это пророчество сбывалось: скорбь умножалась непомерно в силу многочисленных несчастий, которые слишком часто сопровождали естественный родовой акт. Масштабы материнских и детских смертей не шли ни в какое сравнение с другими напастями человечества, вместе взятыми.
Родовспоможение по праву относится к самым древним периодам социализации человечества, а акушерство - самая древняя отрасль медицины. Необходимость оказания помощи при разрешении от бремени возникла на самых ранних этапах антропосоциогенеза. Об этом свидетельствуют исторические и археологические изыскания каменного века и древних цивилизаций. Собственно, процесс появления на свет новой жизни в силу своей броской специфики, видимой и слышимой во время родов, и стал основой появления на самых ранних порах зарождения человеческой цивилизации потребности оказать помощь рожающей женщине. «Стремление доставить роженице облегчение ее страданий и помощь до того естественно, что мы смело можем считать первые зачатки акушерства более древними, нежели историю медицины, столь старыми, как самый род человеческий» (Бумм Е., 1907).
Первые попытки помочь женщине в родах были овеяны религиозной мистикой в разных ее проявлениях, особенно на ранних этапах развития человечества в первобытнообщинном строе. Можно предположить, что в некоторые времена женщина рожала без какой-либо помощи, сама перекусывала пуповину, как это делают животные. Именно наблюдения за животными и оказание им примитивной медицинской помощи при ранениях, а также при тяжелых родах способствовали приобретению человеком первых навыков в хирургии и акушерстве и переносу их на своих соплеменников. Это одно из обстоятельств возникновения врачевания в первобытном обществе. К этому времени, видимо, относится и приобретение первых знаний по анатомии (при убое животных).
При рабовладельческом строе появляются первые медицинские документы, дошедшие до наших дней. Около 3 тыс лет до н.э. (времена Среднего царствования) был составлен свод знаний по лечебному питанию и по лечению женских болезней. В это время уже существовала некая система медицинской помощи, при храмах существовали больницы, в крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения. В папирусе Эберса наряду с другими болезнями описаны и женские. В более позднем папирусе («гинекологический папирус») из Кахуна (XXX в. до н.э.) описаны признаки и методы лечения маточных кровотечений, нарушений менструального цикла, воспалительных заболеваний, сведения об анатомии гениталий, хотя во многом и ошибочные. Кроме папирусов, обнаружены китайские иероглифические рукописи (XXVII в. до н. э), вавилонские клинописные записи (XXII в. до н.э.), индийская книга «Аюрведа» («Знание жизни») в нескольких редакциях (IX-III в. до н.э.).
На фоне общего развития человеческого общества в связи с развитием наук, в частности общей медицины, получает развитие и акушерство. Впервые возникают вопросы о причине трудных родов и появляются рациональные приемы родоразрешения. У разных народов древнего мира познания в акушерстве отличались, отсюда различен и характер помощи. Так, у египтян, евреев и китайцев акушерская помощь находилась всецело в руках опытных рожавших женщин. С древних времен у китайцев долго сохранялась традиция проводить роды в сидячем положении.
У древних египтян существовало особое сословие женщин, оказывавших пособие роженицам. Египетским врачам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки. В Древнем Египте существовали школы при религиозных храмах, где из рабов и вольноотпущенных юношей готовили врачей; обширными для того времени знаниями обладали жрецы. В Египте были акушерки, которые оказывали профессиональную помощь при родах: роженицу сажали на теплые кирпичи, применяли средства, усиливающие сокращения матки; в случае смерти роженицы плод извлекали из чрева матери хирургическим путем.
В Месопотамии и Древнем Иране были врачи по родовспоможению, которые использовали лекарственные средства для лечения женских болезней и наркотические препараты для обезболивания родов.
В Древней Индии помощь роженице оказывала любая опытная женщина; в тяжелых случаях акушерка обращалась за помощью к врачу мужчине. Судя по дошедшим до нас литературным источникам, врачи Индии первыми в истории положили начало изучению акушерства и впервые предложили рациональные приемы помощи при родах. Так, Сушрута впервые упоминает о неправильных положениях плода, при которых он рекомендует производить поворот на ножку и на головку, а в необходимых случаях и плодоразрушающую операцию. В Индии и ртуть для лечения венерических болезней, йогу для коррекции патологических состояний у беременных и рожениц.
В основе медицины Древнего Китая лежало философское осознание окружающего мира и психологическое воздействие на больного. Китайцы разработали диагностику по пульсу, акупунктуру. В Китае знали множество лекарственных трав, обезболивающих средств; при оказании помощи роженице часто пользовались амулетами, особыми манипуляциями и пр., в некоторых случаях применяли и акушерские инструменты, точные сведения о которых до нас не дошли.
Акушерские познания у древних евреев мало чем отличались от познаний египтян и китайцев. У них были некоторые представления о послеродовых выделениях из матки: они различали белые и красные лохии (выделения), а нормальное и патологическое течение послеродового периода определяли по дням выделения лохий и по их виду.
Греко-римский период изобилует документами, дошедшими до наших дней. В Греции и Риме уже имели представление о влиянии вредных факторов на плод, о пользе гигиены, о наследственной патологии, описаны попытки обезболивания родов и стимуляции родовой деятельности, выполнялись акушерские пособия (поворот плода на ножку, плодоразрушающие операции). Если женщина погибала в родах, проводили чревосечение.
Греческие врачи практиковали по всем специальностям. Акушерская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, в частности они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось. Об этой операции на мертвой женщине с целью извлечения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери своим отцом Аполлоном.
Оказанием помощи в родах в Древней Греции занимались исключительно женщины, которых греки называли «перерезывателями пуповины» («omphalotomoi»). Если роды были трудные и акушерка видела, что самостоятельно помощь оказать не может, она обращалась, как это было и в Индии, к врачу-мужчине.
Деятельность греческих акушерок была довольно разнообразной: они не только оказывали помощь при родах и в послеродовом периоде, но занимались и прерыванием беременности. В Древней Греции прерывание беременности на ранних сроках не преследовалось. Эту операцию допускал знаменитый древнегреческий философ и естествоиспытатель Аристотель, считая, что в ранний период развития беременности плод еще не имеет сознания. Какими средствами производился аборт - неизвестно. Если по каким-то причинам роды должны были быть негласными, акушерки производили родоразрешение у себя на дому (естественно, это стоило очень дорого). В родоразрешении на дому у акушерки можно видеть прообраз будущего родильного приюта. Акушерки того времени обладали уже значительными знаниями. Так, для определения беременности они основывались на ряде объективных признаков: отсутствие месячных, отсутствие аппетита, слюнотечение, тошнота, рвота, появление желтых пятен на лице.
Гиппократ (460 - 370 гг. до н.э.) в «Гиппократовом сборнике», составленном в Александрии в 300 г. до н.э., описал симптомы воспаления матки и влагалища, в диагностике придавал большое значение характеру выделений из матки, предложил терапию воспалительных заболеваний. Имеются рекомендации Гиппократа при лечении новообразований женских половых органов. Так, с помощью хирургических вмешательств (щипцов, ножа и каленого железа) удалялись опухоли матки. Гиппократ предлагал определять пол плода по наклонению сосков беременной: наклонение вниз указывало на беременность девочкой, вверх - мальчиком. Кроме того, развитие пола плода Гиппократ ставил в зависимость от того, какой половиной матки воспринималось семя (если правой - развивается мальчик, если левой - девочка).
По мнению того же Гиппократа, плод стремится покинуть утробу матери под влиянием голода, он рождается собственными силами при условии головного предлежания, упираясь ножками в дно матки, поэтому на практике всегда стремились искусственно восстановить головное предлежание. Если это не удавалось, естественное родоразрешение казалось невозможным и тогда прибегали к плодоразрушающим операциям.
У римлян продолжали существовать религиозные культы с поклонением богам, заимствованным у древних греков, Так, греческий бог-врачеватель Асклепий переносится в Рим под именем Эскулапа - бога медицины; появляется богиня лихорадки, богиня менструации Флюония, богиня матки - Утерина и богини деторождения - Диана, Кибела, Юнона и Мена.
Более того, специализация «божественной» акушерской помощи у римлян достигла особенного развития. Так, каждое положение плода в матке имело свою богиню: рождением плода вперед головкой ведала Проза, а родами при ножном и ягодичном предлежаниях, а также при поперечных положениях - Постверта. Дети, родившиеся вперед нож-
Гиппократ (460-370 гг. до н.э.)
ками, получали имя Агриппы. Во всех случаях родов акушерка должна была совершать различные приношения соответствующей богине.
Из врачей Древнего Рима в истории медицины сохранились особенно известные имена: римлянин Цельс и греки Филумен, Соран из Эфеса и Гален из Пергама (129-199 гг.), детально описавший анатомию тазовых органов и этапы развития эмбриона и плода.
Корнелий Цельс (30 г. до н.э.-14 г. н.э.) - римский патриций, энциклопедист, врач-любитель. Им было отвергнуто существовавшее мнение, что родоразрешение естественным путем возможно лишь при головном предлежании. Он применял пособие, которое под названием поворота плода на ножку и извлечения за ножки долгое время составляло важную часть терапии неправильных положений плода, а также проводил операцию ручного удаления последа.
В акушерстве был сделан скачок более чем на тысячелетие вперед. В гинекологии Цельс, автор трактата «О медицине», одним из первых описал заращение влагалища, предложил использование свечей в качестве лекарственной формы.
Оказанием помощи в родах в Риме, как и в Греции, занимались преимущественно женщины. Врача приглашали только в случаях патологических родов, когда акушерка видела, что сама она справиться не может. Среди женщин-акушерок были и выдающиеся, оставившие в истории свой след. К таким относилась Аспазия (II в. н.э.), носившая звание врача. Свои теоретические и практические познания она изложила в книге, дошедшей до нашего времени. В ней она осветила ряд вопросов, в частности о гигиене беременности, об уходе за больной при естественном и искусственном выкидыше, об исправлении смещенной матки, о расширении вен наружных половых органов. Изложены показания и методы обследования матки путем пальпации и - впервые - путем применения влагалищного зеркала. В книге имеются сведения о кондиломах, а также о грыжах. Аспазия владела хирургическими методами лечения некоторых женских болезней. Она оперативно удаляла гипертрофированные малые губы и клитор, а также полипы цервикального канала матки и пр.
На американском континенте у высокоразвитых индейских народов (ацтеков и майя) были известны рецепты для предохранения от беременности и лечения бесплодия, пособия при нормальных и осложненных родах, родостимулирующие (хина) и обезболивающие средства.
Эскулап (Асклепий)
Арабы и арабисты. Этот период для медицины, в частности для акушерства и гинекологии, является самым печальным. Господство арабов в мире вплоть до периода Возрождения определяло религиозные предрассудки: ни один посторонний мужчина не должен не только прикасаться, но и видеть женщину. Исключений не было даже для врачей.
Начинается спад гинекологии. Все, что касалось женских болезней, было сосредоточено в руках грубых и не-вежественных бабок. Вся деятельность врачей заключалась в советах, как поступать в тех или иных случаях.
Вся арабская медицина непререкаемым авторитетом считала Галена. Один из замечательных арабских врачей Разес полагал, что по числу узлов на пуповине можно предсказать, сколько раз еще будет рожать женщина. Он полагал, что если при начале ходьбы женщина заносит сначала правую ногу, то родится мальчик, и наоборот.
В Средние века, в эпоху феодализма медицина, в том числе акушерство и гинекология, развивалась довольно слабо, как и естествознание в Европе, так как наука была под сильным влиянием церкви и средневековой религии.
Гиппократовская медицина и достижения александрийской школы были забыты. Новые философские школы не совершенствовали науку, а вели бесплодную, ожесточенную борьбу против всякой прогрессивной мысли и научного эксперимента.
Религия насаждала совершенно фантастические идеи вроде догмата «о непорочном зачатии», церковные фанатики в средние века внушали мысль о том, что дети могут рождаться от дьявола и т.д. Всякие критические высказывания по поводу подобных диких взглядов со стороны ученых и врачей вызывали их преследование, изгнание из страны и пытки инквизицией. Вполне понятно, что подобное положение гибельно сказывалось на развитии акушерской науки.
В эпоху феодализма в христианском мире арабистами называли последователей арабской медицины. Утверждалось, что все знания уже преподаны в «священном писании», установилось представление, что врачам-мужчинам низко и даже неприлично заниматься акушерством. Например, в 1552 г. доктор Вейт как еретик был публично сожжен на центральной площади Гамбурга за то, что занимался родовспоможением.
По законам средневековой христианской церкви считалось, что смерть рожениц происходила по воле бога, в то время как производство аборта - уничтожение внутриутробного плода, обладающего «божественной душой», рассматривалось как убийство. В VII в. решением Константинопольского собора (629 г.) истребление «неодухотворенного» зародыша каралось ссылкой как женщины, сделавшей аборт, так и лица, помогавшего ей в этом, а за истребление «одухотворенного» зародыша (более 40 дней беременности) полагалась смертная казнь.
На фоне господства в Западной Европе схоластики и забвения древних авторов ценное эмпирическое наследие античного мира сохранили и обогатили врачи и философы средневекового Востока (Абу Бакр ар-Рази, Ибн Сина, Ибн Рушд и другие). С именем Авиценны (Ибн Сина Абу Али Хусейн Абдаллах, 980-1037 гг.) связаны операции поворота плода, низведение ножки, кранио- и эмбриотомия, удаление маточных полипов, лечение заболеваний молочных желез и пр. Им впервые был поставлен вопрос об условиях для операции. Он является автором 270 произведений, из которых 160 дошли до наших дней («Канон врачебной науки»).
Несмотря на все трудности средневековья, медицина и медицинское образование все же продолжали развиваться. Центром развития науки, в том числе и медицины, была Византия. Открывались больницы и лечебницы с разными отделениями. Именно из Византии в наш язык пришло слово «лазарет» - инфекционная лечебница при церкви Святого Лазаря. В женских монастырях находили пристанище беременные. Византийская монастырская культура оказала влияние и на русскую монастырскую медицину. В Византии в IX в. впервые была основана высшая школа, в которой изучались научные дисциплины и медицина. История сохранила нам имена византийских врачей Орибазия, Павла (из Эгины) и др., которые продолжали развивать наследие своих предшественников.
Центрами высшего образования в Европе, в том числе и медицинского, были университеты, начавшие возникать с XI в. Первые высшие школы типа университета в Европе представляли корпорации учащих и учащихся, аналогичные ремесленным цехам, характерным для средневековья. Учащихся в университетах было очень немного. Основой всех наук являлось богословие. Господствующей формой идеологии в то время была религия, пронизывавшая все преподавание, которое исходило из того положения, что все возможные знания уже преподаны в «священном писании».
В университетах допускалось изучение и отдельных античных писателей, причем задачи ученых сводились не к критике и совершенствованию учения древних, а к подтверждению их учения как признанных авторитетов. В области медицины таким официально признанным авторитетом был Гален.
Авиценна (Ибн Сина Абу Али Хусейн Абдаллах, 980-1037)
Однако, хотя в раннем и среднем периодах феодализма (с V по X вв. и с XI по XV вв.) религия и схоластика являлись тормозом в развитии науки, среди врачей находились такие, которые не только учились по книгам «язычников» Гиппократа, Галена, Сорана, Цельса, Павла и др., продолжали изучение природы и ее явлений, при этом акушерство оставалось на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века, как было сказано, считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух. Только в самых тяжелых случаях патологических родов, когда роженице и плоду угрожала смерть, «бабки» призывали на помощь хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к женщинам состоятельного класса. Несостоятельные роженицы удовлетворялись помощью «бабки» и вместо действительной акушерской помощи получали от них наговоренную воду, амулет или то или иное «пособие». Не приходится удивляться, что при такой помощи, несоблюдении элементарных требований гигиены смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины жили с постоянным страхом смерти. Исправление неправильного положения плода путем поворота, это великое достижение древности, было забыто или не использовалось большинством врачей.
В практическом акушерстве из плодоразрушающих операций применялись перфорация головки, декапитация и эмбриотомия. Однако эти операции можно было производить только на мертвом плоде. Как было сказано выше, по законам средневековой христианской церкви следовало, что смерть роженицы происходит по воле бога, уничтожение плода, обладающего «божественной душой», рассматривалось как обычное убийство. В итоге церковь сильно препятствовала развитию акушерства, что приводило в конечном счете к высокой смертности в родах. Возник парадокс: католическая церковь проповедовала принцип «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28), но при этом сама препятствовала этому.
В Европе возрождение научного акушерства началось в XVI в. В то время как католическая церковь феодального периода была величайшим тормозом на пути прогресса, буржуазия периода зарождения капитализма была особенно заинтересована в развитии наук, в частности естествознания. Она видела в науке, во-первых, теоретическую основу для роста производительных сил (промышленности, техники) и, во-вторых, идейное оружие для борьбы против господствовавшей феодально-религиозной идеологии.
Новое направление в медицине появилось в трудах Парацельса, Везалия и др. Новаторы прогрессивного течения стремились развивать медицинскую науку на основе опыта и наблюдения. Так, один из крупнейших врачей-реформаторов эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) отверг учение древних о четырех соках человеческого тела, считая, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими.
Великий анатом Андреас Везалий (1514-1564) исправил ошибку Галена в отношении сообщений между левым и правым отделами сердца; он впервые правильно описал строение матки и связь ее с соседними органами, ее изменения во время беременности, впервые точно описал женский таз.
Другой знаменитый анатом итальянец Габриеле Фаллопий (1523-1562) исправил многие ошибки и неточности в описании Везалием анатомии женских половых органов: выделил отдельно от матки влагалище, точно описал девственную плеву, круглые маточные связки и яичники. В яичниках описал пузырьки, описанные впоследствии Граафом как женские яички. Самым точным образом описал яйцепроводы (маточные трубы), получившие его имя.
Как видно, в этот период стала бурно развиваться анатомия. Это привело к большому числу открытий, в том числе в области гинекологии. Следует перечислить ученых, которые внесли значительный вклад в развитие гинекологии и акушерства.
Амбруаз Паре (1510-1590) - выдающийся французский хирург и акушер, восстановил и усовершенствовал забытый способ поворота плода на ножку. Он рекомендовал использовать быстрое освобождение содержимого матки для остановки маточного кровотечения. Им впервые был изобретен молокоотсос. Основал первое родовспомогательное учреждение в старой парижской больнице Hotel Dieux на острове Ситэ и при нем учредил первую повивальную школу, в которой и совершенствовали свои навыки хирурги.
Его ученица Луиза Буржуа была весьма известной акушеркой, имела большую практику, обучала акушерок и написала монографию об акушерских и гинекологических болезнях.
Бартоломео Евстахий (1526-1574), римский профессор анатомии, основываясь на массовом вскрытии трупов в госпиталях, очень точно описал и представил на рисунках строение женских половых органов: положение матки и ее придатков, строение
Амбруаз Паре (1510-1590)
влагалища, его мышцы, связь влагалища с маткой, шейку матки, полость матки, кровеносные сосуды половых органов и оболочки плода.
Юлий Цезарь Аранций (1530-1589), ученик Везалия, вскрывая трупы беременных женщин, описал развитие человеческого плода, его связь с матерью. Одну из основных причин трудных родов он видел в патологии женского таза.
Боталло (1530-1600) описал кровоснабжение плода. Иоганн Гам и Антоний ван Левенгук (1632-1723) открыли сперматозоиды (1677), которые они считали паразитирующими в человеческом организме одноклеточными животными.
Французский врач Франсуа Морисо (1637-1709) - автор трактатов о болезнях у беременных и рожениц, по праву считается основателем акушерства не только во Франции, но и во всей Европе. Предложил ряд акушерских пособий при патологических родах. Определил послеродовые выделения родильницы как выделения раны. Впервые описал картину эклампсии. В 1688 г. предложил кровопускание как метод ее лечения.
Ренье де Грааф (1641 - 1673) описал фолликулы (граафовы пузырьки), лютеиновое тело в яичнике, воспаление бартолиновой железы.
Джон Майов (1645-1679) пришел к выводу, что плацента представляет собой не только легкие, но также и орган питания плода: из плаценты пупочная вена получает необходимые для плода питательные вещества для его построения и жизни.
Нидерландский врач Генрих ван Девентер (1654-1724) явился создателем учения о строении таза: подробно изучил таз и дал характеристики нормальным и патологическим его формам. Жан-Луи Боделок (1746-1810) развил учение Девентера о строении таза. Впервые применил наружную пельвиометрию для изучения строения и размеров таза, предложил различать большой и малый таз. Этот метод используется и сегодня, а наружная конъюгата носит его имя.
Необходимо отметить и несколько женских имен, оставивших свой след в истории акушерства.
Сохранились записки голландской акушерки Катарины Шредер (1656-1746). Она описала 400 наиболее интересных случаев с указанием использованных оперативных и лекарственных методов в своей практи-
Франсуа Морисо (1637-1709)
ке. Из ее записок следует, что голландские акушерки того времени имели представление о биомеханизме родов, течении и ведении беременности и родов, а акушерская помощь оказывалась не только знатным и богатым, но и женщинам среднего и низшего сословия.
Мария Луиза Лашапель (1769-1822) - известная в Европе повивальная бабка, написавшая собственное руководство по родовспоможению. Предложила широко известный метод выведения головки при родах в тазовом предлежании - Морисо-ЛевреЛашапель.
В XVI в. появились первые атласы-пособия для акушерок.
В 1569 г. английским врачом были изобретены акушерские щипцы - основная веха научно-практического акушерства, не утратившая по сей день своего значения. Многие годы акушерские щипцы оставались фамильным секретом, передающимся по наследству, так как они являлись предметом наживы изобретателя и его потомков. Секрет был в дальнейшем продан за весьма высокую цену. Но жажда наживы возобладала: семья цинично продала только одну ветвь (ложку) щипцов, что не позволило другим врачам успешно завершать роды. Лишь спустя 125 лет (1723 г.) акушерские щипцы были «вторично» изобретены женевским анатомом и хирургом И. Пальфином и немедленно обнародованы, поэтому приоритет в изобретении акушерских щипцов по праву принадлежит ему. Инструмент и его использование быстро получили широкое распространение. Свои модификации акушерских щипцов предложили выдающийся французский акушер Андре Левре, основатель и глава английской школы Вильям Смели, немец - Ф. Негеле, а также русские акушеры Иван Петрович Лазаревич и Николай Николаевич Феноменов.
Несмотря на бурное развитие медицинской науки и практики, материнская смертность оставалась очень высокой, особенно если речь шла об оперативном родоразрешении. Известный французский акушер Франсуа Морисо в свое время писал, что «производство операции кесарева сечения равнозначно убийству женщины». Это был доантисептический период в акушерстве. В те годы не было четко разработанных показаний и противопоказаний к операции, не применялось обезболивание. Вследствие
Мария Луиза Лашапель (1769-1922)
Иван Петрович Лазаревич (1829-1902)
незашитой раны на матке содержимое ее попадало в брюшную полость, вызывая перитонит и сепсис, которые и были причиной высокой летальности. Оперированные женщины погибали в 100% случаев от кровотечения и септических заболеваний. Хотя в 1610 г. немецкий хирург Иеремил Траутман успешно (на живой женщине с благоприятным исходом) произвел первую достоверно известную операцию «кесарева сечения», это было исключением, а не правилом.
Поэтому основным этапом развития акушерства в XIX в., несомненно, явилось преодоление самого тяжелого бича родильниц - сепсиса или «родильной горячки». Послеродовые септические осложнения уносили больше жизней, чем все эпидемии на планете. До открытия Луи Пастером этиологии инфекционных осложнений венгерский акушер Игнац Земмельвейс (1818- 1865) разработал систему, способствовавшую снижению уровня послеродового сепсиса. В основе системы лежал метод обработки рук акушера 3% р-ром хлорной извести. После открытий Луи Пастера, Роберта Коха, Джеймса Листера были разработаны основные методы асептики и антисептики, реально снизившие материнскую смертность от послеродовых септических осложнений.
Нельзя не упомянуть человека, имя которого с благодарностью упоминают не столько акушеры, сколько их подопечные - сэр Джеймс Юнг Симпсон (1811-1870). В 1847 г. он впервые применил хлороформ для обезболивания родов и сделал об этом публичное сообщение.
Бурно развивающиеся наука и медицина этого периода позволяли проводить достаточно сложные полостные и гинекологические операции. Были предложены оригинальные методы лечения абсцессов малого таза, пластика женских половых органов. Разрабатывались новые диагностические методы, позволявшие
Игнац Филипп Земмельвейс (1818-1865)
определить нарушения родов, а также состояние плода. Изучались такие анатомические понятия, как размеры таза, что позволяло в последующем более или менее точно предсказать роды, и соответственно быть готовым ко всем неприятностям. Изобретение Левенгуком микроскопа позволило более детально изучить строение женских половых органов, на основе которых стали складываться начальные представления о функции различных отделов репродуктивного тракта. Стали усовершенствоваться операции аборта, хотя церковь сильно мешала этому.
В XIX столетии становится системой обучение акушерско-повивальному делу в специальных школах. Область физиологии и патологии женских половых органов настолько расширилась, что она выделилась в отдельную медицинскую дисциплину - гинекологию. В соответствии с этим появляется новая специальность - врач-гинеколог. К ним переходит также хирургическое лечение женских болезней; возникает оперативная гинекология. Открываются гинекологические клиники, а в больницах - гинекологические отделения.
По масштабности открытий и развитию медицинских технологий, в том числе и в акушерстве, XX в. можно сравнить со всей предыдущей историей, вмещающей тысячелетия. Вот некоторые из них. Открытие А. Флемингом в середине века пенициллина и применение его в лечебной практике явилось поворотным моментом в лечении послеродовых инфекционных осложнений. Благодаря усилиям американского биохимика Винцента де Виньо, 1953 г. ознаменовался синтезом пептидной цепи окситоцина (по мнению акушеров - «вечного препарата»), за что в 1955 г. он был удостоен Нобелевской премии в области химии. Последние десятилетия XX в. характеризуются взаимопроникновением медицинских наук: акушерство обогащается открытиями в биохимии, иммунологии, генетике и т.д. Развитие анестезиологии, фармакологии и оперативной техники позволили перенести акцент акушерской науки с беременной на плод, что привело к рождению науки XX в. - перинатологии, ожидания которой могли быть реализованы только с привлечением в клинику современных технологий (ультразвука, допплерометрии, кардиотокографии и других методов пренатальной диагностики). В конце XX в. кесарево сечение, являющиеся «приговором» столетие назад, почти сравнялось по безопасности с родами через естественные родовые пути.
Джеймс Юнг Симпсон (1811-1870)
Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 7409 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 |
|