ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. Несмотря на доступность современных антибиотиков и эффективных вакцин, ВП остается широко распространенным и потенциально жизнеугрожающим заболеванием
Несмотря на доступность современных антибиотиков и эффективных вакцин, ВП остается широко распространенным и потенциально жизнеугрожающим заболеванием. Так, например, в США пневмония занимает 6-е место в перечне главных причин смерти и является «лидером» по числу летальных исходов в ряду инфекционных заболеваний. В большинстве развитых стран показатель смертности при пневмонии составляет 50 - 60: 100 тыс. населения. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что эти данные представляются заниженными, поскольку пневмония не относится к числу заболеваний, подлежащих обязательной регистрации.
Что же касается заболеваемости ВП, то этот показатель в большинстве стран составляет 10 - 12промилле, варьируя в зависимости от возраста, пола, расовой принадлежности и социально-экономических условий обследуемых популяций. Так, например, в США наибольшие показатели заболеваемости ВП регистрируются у детей младше 4 лет (12 - 18промилле), что сравнимо с распространенностью заболевания среди лиц старших возрастных групп (≥ 60 лет) в странах Европы (20промилле) [11, 12]. ВП обусловливает каждую вторую смерть от инфекционных заболеваний в гериатрической популяции и 90% летальных исходов от респираторных инфекций среди лиц старше 64 лет. При этом, несмотря на то, что наибольшие показатели распространенности и смертности регистрируются у детей младшего возраста и пожилых, половина всех летальных исходов от пневмококковой ВП приходится на возрастной диапазон 18 - 65 лет.
Ежегодно в США регистрируют более 4 млн больных ВП, 600 тыс. из которых нуждаются в госпитализации [13]. При этом, несмотря на широкую распространенность, ВП занимает весьма скромное место среди всех внебольничных инфекций нижних дыхательных путей (согласно результатам проспективного исследования, 12% среди всех пациентов с такими инфекциями, получающих в связи с этим антибактериальную терапию).
В США и ряде стран Европы более 80% больных ВП получают лечение в амбулаторно-поликлинических условиях (прогнозируемый уровень летальности для этой категории пациентов - менее 1%). Частота госпитализации больных ВП в значительной степени зависит от организации системы здравоохранения и предпочтений врача, составляя от 15 до 42%. Общей тенденцией является переоценка врачом риска летального исхода ВП и госпитализация пациентов с минимальным риском. В тех же случаях, когда госпитализация больного ВП оправдана с медицинских позиций, показатели ожидаемой летальности колеблются от 4 до 37% (у лиц старших возрастных групп).
Согласно официальной статистике (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения), в 1999 г. в России среди лиц в возрасте 18 лет и старше было зарегистрировано 440 тыс. случаев ВП (3,9промилле), а в 2003 г. во всех возрастных группах заболеваемость составила 4,1промилле. Сходными с федеральными данными оказываются показатели заболеваемости и в отдельных регионах нашей страны: в Республике Татарстан (2004) - 2,8промилле, в Свердловской области (2004) - 3,5промилле, в Санкт-Петербурге (2003) - 2,96промилле [10]. Очевидно, однако, что эти цифры не отражают истинной заболеваемости ВП в России, которая, согласно расчетам, достигает 14 - 15промилле, а общее число больных ежегодно превышает 1,5 млн человек [14]. Но даже эти цифры не являются окончательными, поскольку у отдельных категорий обследуемых показатель заболеваемости ВП оказывается существенно выше. Так, в частности, по данным ежегодных отчетов медицинской службы Министерства обороны РФ, заболеваемость ВП у военнослужащих срочной службы в 2000 - 2003 гг. превышала 40промилле.
В 2003 г. в РФ от ВП умерли 44 438 человек (31: 100 тыс.). Смертность от ВП в Республике Татарстан в 2002 г. составляла 23: 100 тыс., в Санкт-Петербурге в 2003 г. - 34,4: 100 тыс., в Екатеринбурге с 2000 по 2004 г. - 35,8 - 39,9: 100 тыс. Анализ данных в отдельных регионах РФ свидетельствует, что наиболее высокая смертность от ВП регистрируется у мужчин трудоспособного возраста [10].